ВЭД: документы валютного контроля для банка

Статья из журнала «ГЛАВНАЯ КНИГА» актуальна на 3 июля 2015 г.

Содержание журнала № 14 за 2015 г.

Е.О. Калинченко, экономист-бухгалтер

ВЭД: документы валютного контроля для банка

Какие документы и в какие сроки должны подавать в банк резиденты, заключившие контракт с нерезидентом

Банковский валютный контроль — неотъемлемая часть внешнеэкономической деятельности. Если вы заключили, например, внешнеторговый контракт с иностранной организацией, подписали с нерезидентом договор на оказание услуг, аренды (лизинга), то вам не избежать общения с банком в рамках валютного контроля. Но вот насколько оно будет тесным, зависит от целого ряда факторов. Эта статья поможет вам разобраться, какие документы и в какие сроки нужно будет подать в банк в отношении контракта с нерезидентом.

Нерезиденты для целей валютного контроля — это, в частностип. 7 ч. 1 ст. 1 Закона от 10.12.2003 № 173-ФЗ (далее — Закон № 173-ФЗ):

  • организации, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств и находящиеся за пределами нашей страны;
  • филиалы (постоянные представительства) этих организаций, находящиеся на территории России;
  • физические лица, не являющиеся гражданами нашей страны (за исключением постоянно проживающих у нас иностранных граждан (лиц без гражданства), имеющих вид на жительство);
  • граждане России, которые в иностранном государстве не менее 1 года:
  • постоянно проживают;
  • временно пребывают на основании как минимум годовой рабочей или учебной визы (их совокупности с общим сроком действия не менее 1 года).

Документация при открытии счета

Индивидуальные предприниматели для открытия валютного счета должны предоставить паспорт, патент предпринимательской деятельности, лицензию, документы о репутации, образцы подписей, заверенные нотариально. Либо необходимо личное присутствие в банке. Потребуется доверенность, если интересы предпринимателя представляет другой человек, заявление об открытии счета, заполненная анкета и другие документы, уточнить которые лучше заранее. Банк на свое усмотрение может запросить дополнительные справки, чтобы не ходить дважды, лучше уточнить всю документацию по телефону.

Если вы представляете Общество с Ограниченной Ответственностью, то список документов будет намного длиннее. Вам потребуется:

  • устав;
  • протокол, где подтверждается руководитель ООО;
  • доверенность на тех, кто будет иметь доступ к валютному счету;
  • паспорта всех причастных к этому расчетному счету людей;
  • лицензии;
  • образцы подписей, заверенные нотариусом, либо личное присутствие этих людей в банке;
  • информация о деловой репутации;
  • Положение о счете;
  • заполненное заявление на открытие валютного счета;
  • анкета клиента;
  • иные сведения, которые может потребовать банк (их лучше заранее уточнить у представителей Альфы).
  Оформление и условия по карте Аэрофлот бонус от Сбербанка

Подключение уведомлений

Клиенты валютного контроля могут заказать опцию получения уведомлений по адресу корпоративной электронной почты. Услуга подключается на безвозмездной основе. Банк будет регулярно сообщать о статусах обработки документации. Дополнительно могут поступать сообщения с комментариями персонального контролера о причинах отклонения определённых бумаг. Сотрудники Альфа-Банка всегда высылают предупреждения о наступлении сроки передачи справок о валютных процедурах.

Подключение опции происходит в личном кабинете сервиса интернет-банкинга. Для этого необходимо перейти в раздел с продуктами и услугами. Там находится пункт о валютном контроле. После его открытия можно активировать позицию о рассылках. В поле с типологией уведомлений нужно выбрать необходимый способ. Допускается указание до 5 почтовых адресов.

валютный контроль Альфа-БанкВыбрать «Валютный контроль» телефон валютного контроля Альфа-БанкаЗакладка «Поступления»

Паспорт сделки

Как только вы заключили контракт с нерезидентом, первое, что вам нужно сделать в рамках банковского валютного контроля, — определить, надо оформлять паспорт сделки или нет.

Если сумма вашего контракта с нерезидентом равна в эквиваленте 50 тыс. долл. США по курсу, установленному ЦБ РФ на дату заключения контракта, или превышает эту величину, вам необходимо оформить паспорт сделки в уполномоченном банке, через который будут проходить расчеты по контрактупп. 5.2, 6.1 Инструкции ЦБ от 04.06.2012 № 138-И (далее — Инструкция № 138-И). А в ситуации, когда все расчеты пойдут через счета в зарубежных банках, оформлять паспорт сделки вам придется в территориальном отделении Центробанка по вашему юридическому адресуп. 11.1 Инструкции № 138-И. Забегая вперед, скажем, что в последующем туда же необходимо будет подавать и справки валютного контроляп. 11.5 Инструкции № 138-И. Если же расчеты лишь частично пойдут через зарубежные счета, то паспорт сделки нужно открывать в уполномоченном банке и отчитываться перед ним жепп. 11.2, 11.10 Инструкции № 138-И.


Подробнее об оформлении, переоформлении и закрытии паспортов сделок написано:
2013, № 1, с. 80

Случается, что на дату заключения контракта паспорт сделки не требуется, поскольку сумма обязательств меньше 50 тыс. долл. США в эквиваленте. Однако в дальнейшем обязательства увеличиваются (их общая сумма становится равна 50 тыс. долл. в эквиваленте или больше). И вам уже нужно оформить паспорт сделки. Сделать это необходимо не позднее даты, когда сумма обязательств по контракту превысит указанную выше суммуп. 6.5.3 Инструкции № 138-И. Поэтому если вы предполагаете такое развитие событий, то можете подать в банк документы, необходимые для оформления паспорта сделки, заранееп. 1 Информационного письма ЦБ от 07.05.2014 № 44.

  Как пользоваться кредитной картой Сбербанка без процентов?

Предельный срок, в который должен быть оформлен паспорт сделки, зависит от того, какая операция будет первой по контракту. В общих случаях оформить паспорт сделки нужно в сроки, указанные в таблице.

Первая операция по контракту с нерезидентом Крайний срок подачи документов для оформления паспорта сделки
Зачисление на счет иностранной валюты (рублей)п. 6.5.1 Инструкции № 138-И Не позднее 15 рабочих дней со дня поступления денег на счетпп. 2.3, 3.8 Инструкции № 138-И
Списание со счета иностранной валюты (рублей)п. 6.5.2 Инструкции № 138-И Одновременно с распоряжением на перевод валюты или расчетным документомпп. 2.3, 3.8 Инструкции № 138-И
Ввоз в Россию (вывоз из России) декларируемых товаровп. 6.5.4 Инструкции № 138-И Не позднее даты подачи декларации на товары (документов, используемых в качестве декларации)
Ввоз в Россию (вывоз из России) недекларируемых товаровпп. 6.5.5, 9.1.2 Инструкции № 138-И Не позднее 15 рабочих дней после месяца оформления товаросопроводительных и коммерческих документовпп. 9.1.2, 9.2.2, 9.3 Инструкции № 138-И
Выполнение работ, оказание услуг, передача информации и результатов интеллектуальной деятельностип. 6.5.6 Инструкции № 138-И Не позднее 15 рабочих дней после месяца оформления подтверждающих документовпп. 9.1.3, 9.2.2, 9.3 Инструкции № 138-И

По сравнению с январем — апрелем 2014 г. внешнеторговый оборот РФ упал более чем на 30%!

По сравнению с январем — апрелем 2014 г. внешнеторговый оборот РФ упал более чем на 30%!

Для оформления паспорта сделки вам необходимо представить в банк договор или выписку из негоп. 6.6.2 Инструкции № 138-И. Но далеко не всегда заключение договора предполагает составление одного документа, подписанного сторонами. Вы могли заключить внешнеэкономический контракт, обменявшись, скажем, телефаксами или электронными документами (позволяющими достоверно установить, что документ исходит от контрагента)п. 1 ст. 160, ст. 434 ГК РФ. Также договор будет считаться заключенным (в письменной форме), если, получив от контрагента письменное предложение, вы соглашаетесь и, скажем, отгружаете товар или переводите деньгип. 3 ст. 438 ГК РФ. Как разъяснил Центробанк, в таком случае вам нужно представить в уполномоченный банк те документы, которыми вы обменивались со своим зарубежным партнеромМетодические рекомендации ЦБ от 15.06.2015 № 14-МР. Например, полученное по факсу от иностранного контрагента письмо с просьбой о поставке и оригинал вашего ответного счета, направленного партнеру по факсу. Либо при акцепте действием — накладную на отгрузку товара. Главное — чтобы документы, которыми вы обменялись с контрагентом, содержали все существенные условия договора, необходимые для валютного контроля. В частности, предмет договора (наименование поставляемых товаров, описание оказываемых услуг и т. п.), цену контракта, сроки исполнения сторонами своих обязательств.

  Факторинг от Cбербанка: официальный сайт, отзывы сотрудников

На рассмотрение поданных документов и принятие решения у банка есть 3 рабочих дня. Если банк обнаружит какие-то ошибки в заполненной вами форме паспорта сделки, несоответствия с данными представленных документов или же отсутствие каких-то необходимых бумаг, он вернет вам поданные документы для устранения недочетовпп. 6.9, 6.10 Инструкции № 138-И. Вместе с тем документы для оформления паспорта сделки считаются поданными с соблюдением срока, только если банк в этот установленный срок принял их и оформил паспорт сделки — подписал заполненную вами форму, присвоил номер и проставил дату оформленияп. 6.7 Инструкции № 138-И.

СОВЕТ

Обращаться в банк за оформлением паспорта сделки нужно заблаговременно. В идеале — сразу после заключения контракта.

Одним лишь оформлением паспорта сделки «валютно-контрольное» общение с банком не ограничивается. За дальнейшие операции по контракту вы должны будете отчитываться перед банком.

Услуги в рамках ФАВК

Альфа-банк, при заказе клиентом услуги валютного контроля, ответит на все интересующие вопросы, касательно подобных сделок:

  • о том, какие есть нормативы при проведении валютных операций;
  • будет держать клиента в курсе актуальности и обновления законодательства по данной тематике;
  • поможет и подскажет, как оформляются документы при подобных сделках, чтобы избежать ошибок, штрафов и нарушений;
  • а также, какие документы необходимо иметь на руках, чтобы отражать учет проведенных операций для отчетов.

В сами ФАВК входит: заполнение паспорта сделки (в том числе срочное заполнение или переоформление), выдача справок о проведенном финансовом действии в соответствии с законодательством и о том, что они  были успешно совершены.

Выводы

Альфа-Банк обладает всем комплексом полномочий по осуществлению контроля над финансовыми операциями, если они проводятся с использованием валюты иностранного государства. Подавляющее большинство клиентов компании довольны профильной работой сотрудников. На практике отмечается мгновенное реагирование на возникающие проблемы. Характерные преимущества системы позволяют предпринимателям выходить на международный рынок и осуществлять сделки с зарубежными компаниями.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: